Вифлеем

 

             Евангелие от Матфея
Глава 2

 

       1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
2 «Где родившийся Царь Иудейский – ибо мы видели Звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» -
3 Услышав это, Ирод, царь встревожился, и весь Иерусалим с ним;
4  И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: «Где должно родиться Христу?» -
5 Они же сказали ему: «В Вифлееме Иудейском – ибо так написано через Пророка:
“и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не
меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдёт Вождь, Который упасёт Народ Мой, Израиля”
(Мих 5.2)»
7  Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления Звезды
8  и, послав их в Вифлеем, сказал: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».
Они, выслушав царя, пошли: и се, Звезда,
которую видели они на востоке, шла пред ними,
как наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
Увидев же Звезду, они возрадовались
радостью весьма великою;
11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, - и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары – золото, ладан и смирну.

 

 

                  Евангелие от Луки
Глава 2

      В те дни вышло от Кесаря Августа, повеление сделать перепись по всей земле.
2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
3 и пошли все записываться, каждый в свой город;
4 Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, (потому что он был из Дома и Рода Давидова),
5 записаться с Мариею, обручённою ему женой, которая была беременна.
6 Когда же они были там, наступило время родить Ей;
и родила Сына Своего, Первенца;
спеленала Его и положила Его в ясли, потому что не было Им места в гостинице.
В той стране были на поле пастухи, которые
содержали ночную стражу у стада своего.
Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава
Господня осияла их – и убоялись страхом великим.
и сказал им Ангел: «Не бойтесь! Я возвещаю
вам Великую Радость, которая будет всем людям:
11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;  
12 и вот, вам знак: вы найдёте Младенца в
пеленах, лежащего в яслях».
13 И внезапно явилось с Ангелом
многочисленное Воинство Небесное, славящее Бога и взывающее:

 

       14 «Слава в Вышних Богу, и на Земле мир, в человеках – Благоволение!»
15 Когда Ангелы отошли от них на Небо,
пастухи сказали друг другу: «Пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чём возвестил нам Господь».
16 И, поспешив пришли – и нашли Марию, и
Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своём.
20  И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё, что слышали и видели, как им сказано было.

 

       В Евангельских текстах Вы увидите цифры - римские или греческие, а также номера глав. Вот информация почему, как и когда тексты Священного Писания были разделены на главы и стихи.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров)

(Сайт православие,ру http://www.pravoslavie.ru/answers/6853.htm)

 

Автографические священные тексты, как Ветхого, так и Нового Завета, были сплошными и не разделялись на главы. Однако богослужебная необходимость и естественная потребность лучше усвоить содержание книги при чтении привели к выделению в тексте единых по смыслу фрагментов. Так уже в древний период ветхозаветной истории проведено было разделение на отделы, которые получили названия pesukim (существительное мужского рода множественного числа от евр. pasuk – отдел). Pesukim были разного размера. Так, отдел книги Бытия, повествующий о творении, составлял первый pasuk (соответственно нашей Библии – 1-2:4). Но чаще всего pasuk равнялся современному библейскому стиху. В Пятикнижии насчитывалось 5888 pesukim, в книге псалмов – 5896. Существовало также деление на более крупные отделы – sedarim (существительное мужского рода множественного числа от sidra – порядок). Пятикнижие было разделено на 154 седарим. Традиция эта относится к 6 веку до Р.Х. Несколько десятилетий спустя было осуществлено деление на параши (parashiot; от евр. Parasha – глава). Пятикнижие разделялось на 669 параш. Древнейшее деление на главы греческого текста Библии впервые было сделано на полях Ватиканского кодекса (середина 4 века по Р.Х).
Современное деление на главы было осуществлено в первой четверти 13 века. Около 1205 г. канцлер Парижского университета (позже – архиепископ Кентерберийский) Стефан Лангтон (ок.1155-1228) разработал систему разделения библейского текста по главам и применил её к Вульгате. Завершил эту работу доминиканец Гуг-де-Сен-Шир (1240 г.). Это разделение было внесено в еврейскую и греческую Библию. Нумерацию стихов внутри глав осуществили: сначала Сантес Панино (+1540 г.), а затем около 1555 г. Робер Этьен (Робертус Стефанус), парижский типограф.

 

 

 

Вифлеем
Вифлеем  (дом хлеба) (Бытие, XXXY, 19, Мих.V1
Мф. II, 1) называемый также Вифлеем Ефрафа, был столь малый и незначительный городок, в колене Иудином, что он даже не упомянут в общих списках городов Иудиных, как например, Неем.  Селение Химкам, близ Вифлеема, было обычным местом, из которого путешественники отправлялись в Египет. Город расположен на возвышенности, около 6 английских миль к югу от Иерусалима. Во все времена Вифлеем посещался и до последнего времени посещается множеством богомольцев. Вид на Вифлеем издали очень красив. Среди плодородных полей, окружённый со всех сторон холмами, он действительно представляет одну из живописнейших местностей Палестины. А сколько  соединено с ним священно-исторических воспоминаний! Здесь погребена
была Рахиль (Бытие XXXV, 16), здесь некогда, на полях Вифлеемских, Руфь собирала колосья (Руфь I, 2). Он был местом рождения Давида – Царя, пророка и псалмопевца, почему и называется иначе городом Давидовым
(Лк. II, 4-11). Но что важнее всего, в городе Давидовом родился Спаситель Христос Господь. Пресвятая Дева Мария жила в Назарете, но, вследствие Римской переписи населения, она должна была идти в Вифлеем, так как происходила из Дома и потомства Царя Давида, и когда вместе с Обручником Иосифом остановилась здесь, то в это время родился Богомладенец Иисус, за неимением места в гостинице положенный и повитый Ею в яслях. Это преславное событие придаёт особое, священное место Вифлеему и его окрестностям, так как здесь: «Слово Стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины»
(Ин, I14). Здесь на полях Вифлеемских явился Ангел Господень пастырям, пасшим свои стада, и здесь же, в эту чудную ночь, раздавалось с Небес Ангельское славословие: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. II, 14). Сюда также, руководимые необыкновенною Звездою, пришли Восточные мудрецы поклониться новорождённому Спасу мира.
В настоящее время Вифлеем, известный под названием – Бетлам, походит более на деревню, чем на город со своими домами в развалинах, с тремя, или четырьмя тысячами жителей – арабов,  занимающихся земледелием, садоводством, пчеловодством или изготовлением различным мелких священных вещей – образков,
Чёток и др.
Самый Вифлеем расположен на горе, в виде амфитеатра, от западного холма к восточному, и на сем последнем находится пещера Рождества  Христова, или вертеп, известный христианам с самых первых веков, и потому издревле посещаемый. В IV веке Св.Равноапостольная Царица Елена над пещерою Рождества Христова воздвигла великолепный храм-базилику в честь Богоматери, главный средний алтарь которого, возвышающийся на несколько ступеней, находится над самым вертепом. Он принадлежит Грекам.. Из него по15-ти мраморным ступеням, входят в подземную церковь, которая и есть самая Вертеп-пещера. Месторождение Спасителя из полукруглой ниши означено серебряною звездою с 14- лучами и рядом серебряных лампад. Здесь стол, алтарь и мраморная доска служат престолом, на котором совершается Божественная Литургия. В нескольких шагах от места Рождества Христова, справа, находится особая пещера с яслями, где покоился Богомладенец Иисус. Ясли, высеченные в природном камне, обложены белым мрамором. В означенном храме находятся и еще несколько пещер и алтарей, таковы: пещера, где обитал Св. Праведный Иосиф, пещера, в которой погребены невинно избиенные Иродом, Вифлеемские младенцы, келия и гробница блаженного Иеронима и др.
В окрестностях Вифлеема указывают много и других достопримечательных мест и древних памятников, как-то:
в долине Рафаимской – дом Симеона Богоприимца: недалеко от Вифлеемской дороги указывают отросток теревинцевого дерева, под которым, по преданию отдыхала Пресвятая Дева Мария на пути из Вифлеема в Иерусалим. Не доезжая Вифлеема, при спуске в долину, находится гробница и памятник Рахили, далее, за оврагом, видны развалины древней Рамы, напоминающей трогательные слова Священного Писания: «глас в Раме слышен, плачь и рыдание и вопль великий: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер. XXXI,15, Мф.II 18 и др).

По материалам
Иллюстрированной полной популярной Библейской Энциклопедии,
составленной трудами Архимандрита Никифора.
Москва.
1891 год.

 

 

 

Вифлеем

 

 

Храм Рождества Христова


Несмотря на то, что храм Рождества Христова течение многих веков, перестраивался и видоизменялся вне сомнения, и доныне, он представляет собой прекрасный образец христианского искусства. Несколько императоров приняли участие в ремонтных работах храма, так, предположительно, в 6 веке он реставрировался по повелению императора Юстиниана, а в 12 веке стены храма были богато украшены мозаикой по  повелению императора Мануила Комнена. В 15 веке на средства западных государей Эдуарда IV Английского и Филиппа Бургундского был произведён ремонт крыши, которая была покрыта свинцом.*
Храм расположен перед большой площадью, вымощенной камнем; с западной стороны до сих пор  сохранились следы древнего двора – атриума, от первоначальной базилики.
Из трёх дверей, которые прежде вели в притвор храма, ныне существует средняя дверь, которая служит главным входом, но и она давно заложена, а оставлена только маленькая низенькая дверь**.
Притвор храма, занимающий ширину среднего корабля*** здания, тёмный и разделён стенами на несколько частей. Из притвора  внутрь храма прежде вели три двери, но две из них замурованы, а оставлена лишь средняя.

* В конце 17 века турки сняли весь свинец с крыши храма Рождества Христова и перелили его на пули.
** Предание связывает закладку двери с легендой о том, что во время завоевания Святой Земли арабами, какой-то военноначальник въехал в этот Храм на коне. Из одной колонны главного придела вылетела стая ос и стала этого сарацина жалить. Дырочки в колонне показывают до сих пор. После этого дверь заложили.
*** корабль – здесь, архитектурный термин

 

 

       Внутренность храма поражает своей величественной простотой. Она имеет форму величественной залы, разделённой четырьмя рядами колонн из красного цельного мрамора с белыми жилками – (по 11 колонн в каждом ряду; высота колонн – 6 метров) на пять продольных кораблей: причём средний корабль своей шириной (10, 40 метров) вдвое превосходят боковые корабли ниже среднего.
По устройству своему колонны храма не лишены значительной красоты и оригинальности: основание их опирается на четырёхугольную плиту: капители их, по виду коринфские, но стиля несколько превращённого, наверху имеют маленькие, кресты высеченные глубоко.
По стенам храма кое-где видны остатки мозаики Михаила Компена: кроме того, есть семь изображений, последних предков Иосифа (в виде полуфигур), важнейших вселенских и поместных соборов, выше – группы украшений из ветвей с листьями и ликов Ангелов на сводах.
Эта часть храма отделяется глухой стеной от третей части храма, в которой и помещается собственно храм над пещерой Рождества Христова. В эту часть храма ведут три двери, которая представляет собственно продолжение среднего корабля, пересекаемого поперечным. Оба эти корабля образуют форму латинского креста; в четырёх углах их пересечения находятся четыре пилястра, в абсиде главного среднего корабля находится греческой алтарь и престол, отделённый от западной части храма небольшим амвоном и иконостасом.
Остатки мозаики по стенам  этой части храма изображают различные события из жизни Христи; в южной абсиде* очень своеобразное изображение входя Господа в Иерусалим; в северной абсиде – изображение явления Воскресшего Спасителя апостолам вместе с Фомою;

* абсида – (архитектурн. термин) – свод, арка, ниша; всякая полукруглая и выступающая часть строения. – А.алтарная – полукруглая ниша, покрытая полукупольн.сводом, в вост.части византийских храмов для помещения алтаря; в древнерусск.храмах было по 3 А. - для престола, ризницы и  жертвенника.
(Из энциклопедического словаря Ф.Брокгауза И.Ефрона)
у апостолов нет сияний (нимбов); третий рисунок представляет картину Вознесения Христова; апостолы также без сияний, посреди апостолов Пресвятая Дева; верхней части рисунка не достаёт.
Две лестницы из этой части храма ведут вниз, в пещеру Рождества Христова. Эти лестницы, расположены на правой и левой стороне солеи православного алтаря; в настоящее время правая (южная) лестница принадлежит православным, а левая (северная) католикам.
Сама пещера Рождества Христова находящаяся под православным алтарём, имеет продолговатый вид: длина её 12 метров 40 сантиметров, ширина 3 метра 90 сантиметров и высота 3 метра. Вся пещера освещена 32 лампадами.
Пол её покрыт плитами мрамора так же, как и стены.
В восточной нише находится престол, а над престолом серебряная звезда с надписью на земле по- латински:
Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est
(здесь от Девы Марии родился Христос).
Без благоговейного трепета и духовного восторга нельзя читать эту надпись, там много говорящую сердцу и уму  христианина! Вокруг этой ниши горят 15 лампад.
Почти напротив пещеры находятся три ступеньки, по которым спускаются в капеллу яслей, находящихся в особой пещере.
Сами эти ясли сделаны из мрамора: дно из белого, а боковые стенки из коричневого; в яслях лежит сделанное из воска изображение Младенца Христа, Здесь же на западной стороне находится латинский престол поклонения волхвов с изображение (позднейшего времени) этого события.
Невдалеке от этой пещеры из юго-западного угла церкви Святой Екатерины ведёт лестница в южные части пещеры, сначала в капеллу невинных младенцев, (где по позднему преданию XV), Ирод повелел умертвить младенцев, спрятанных здесь их матерями. Пять ступеней вверх ведут в капеллу Святого Иосифа, воздвигнутую в 1621 году на месте, где Иосиф получил от Ангела приказание бежать в Египет с Младенцем Христом.
Кроме этого, почитаются христианами, особенно католиками, находящиеся в особых пещерах гроб Блаженного Иеронима ( IV в.), гроб и престол пресвитера Евсевия Кремонского, гробы учениц Иеронима Павлы и её дочери Евстохии и, наконец, келья, где Блаж. Иероним провёл 36 лет мирной жизни в своих трудах над переводом книг Писания на латинский язык (Вульгата) и другими трудам на пользу Церкви.
В окрестностях Вифлеема  и доныне существует долина пастырей* (поле пастушков) и селение пастырей –
Бет Сагур, откуда были родом пастухи, удостоившиеся первыми получить весть от Ангела о Рождении Спасителя мира.
Всё в этом святом месте овеяно духом великого события  - рождения Христа, всё здесь возносит мысль христианина к Божественному Младенцу, всё побуждает склонить колена пред величием неизреченной Милости Сына Божия!


* Недалеко от Вифлеема  стоит бедная часовня, называемая «Ангел пастухам». По преданию, она была построена на том месте, где Ангел явился пастухам. Теперешняя часовня быть может, является остатком церкви, построенной здесь Святой Царицей Еленой. Замечательно, что в глубокой древности здесь стояла башня Магдал-Эдер, «Башня стад», находившаяся вблизи города по дороге к Иерусалиму. Блаж. Иероним говорит, что «она самым своим именем пророчески предзнаменовала пастухов, бывших при рождении Господа». Можно полагать, что и пастухи, пасшие здесь стада, были не обыкновенными пастухами, т.к. они пасли стада жертвенных животных, а были левитами, принадлежали колену Левиину**.

По материалам «Большой книги Рождества»
Олма-пресс, 1999 года

** Левий, третий сын  Иакова и его жены Лии. Левиты – потомки Левия, Колено, которого, как давшее еврейскому народу Моисея и Аарона, получило особенные права на священнослужение. Священнослужители разделялись на три степени: первосвященники, священники и  левиты. На левитах лежали низшие обязанности священнослужения. Они служили в основном при Скинии и храме. Особенного удела для жительства им не было дано. Содержание их составляли: десятины и разные приношения народа.
(Из православного Библейского словаря Северо-Западной Библейской комиссии,
Спб, 1997)

 

        

 

 

 

 

Иконостас храма-часовни на месте явления Ангела пастухам